|
-Имя - Главное!!!-
!!! Все упомянутые
ссылки не носят рекламного характера, а лишь в меру необходимости
поясняют изложение материала (см. Закон РФ «Об авторском праве и
смежных правах»). Данная статья предоставлена Дмитрию Давыденко
и предназначена исключительно для электронной публикации в пределах
Internet-адресa (тип «сайт/www») http: //www.webg.agava.ru
- НАЧАЛО
Казалось бы: пустяшная вещь – имя для сайта. Вещь, на первый взгляд,
для дизайна не значимая. Собственно, ни к графическому дизайну,
ни к программированию оно не относится. Так зачем задумываться?
Анатолий Левенчук ("Компьютерра", рубрика «Либертариум»)
абсолютно верно утверждает, что качественный сайт – результат
деятельности команды. Чем больше членов команды и чем выше их
уровень – тем качественнее выход сайта. «Качественнее», потому
что можно измерить. «Лучше» – понятие весьма относительное.
- Хорошие
адреса пользуются спросом. Более того – за хорошие адреса идет
яростная грызня – даже при существующих постановлениях РОСНИИРОС
(запрещение пере-продажи). Сайт (один из подобных?) еще не закрылся
– дела идут. Чтобы примерно оценить вероятный размах их притязаний,
загляните на http://adresa.ru (они же http://www.nozhki.ru и прочее).
- Здесь
не место и не время обсуждать, насколько это морально – заниматься
спекуляцией адресами. Как обычно, потомки нас рассудят : )
- ЧТО ДАЕТ
ХОРОШИЙ АДРЕС? Если слово простое, яркое и активно поддерживается
контентом сайта (контент и имя действительно друг другу соответствуют
– например www.doctor.ru, www.mama.ru) – пользователь лучше запомнит
и название и содержание сайта. Это раз. Если слово (доменное имя)
– простое известное английское или понятное транслитерированное
(!) ;-) русское (как, например, www.molotok.ru), то посетителю
в следующий раз, при желании зайти на сайт нет необходимости лезть
в закладки (которые у многих, признайтесь, находятся не в лучшем
состоянии) или копировать-вставлять из файла записей нужный URL.
Вместо этого посетитель спокойно в адресной строке набирает адрес
запомнившегося сайта. Это два. Кстати, есть в этом что-то мистическое
– набирая адрес, Вы будто стучитесь «тук-тук» (пальцы по клавиатуре).
А потом на Ваше «тук-тук» открывается дверь… Но это лирика ; -)
- Вопросами
названия, логотипа, девиза, цветовой гаммы и прочего (понятиями
СТИЛЯ) в фирмах могут заниматься совершенно разные отделы – например,
пресс-служба, отдел PR, отдел маркетинга (маркетинговых исследований),
дизайн-студия предприятия и многие другие. Однако наиболее точно
понятие СТИЛЯ фирмы (проекта) как одного из средств продвижения
(promotion) – это вопрос т. н. PR.
- PR (Public
Relations) и реклама – две стороны одного вопроса, важность каждой
из которых авторами учебных пособий определяется по разному. Public
Relations – буквально: «отношения с публикой», т. е. «работа на
народ», «работа на зрителя (клиента и т. п.)». Обычно подразумевает
комплекс мер, направленный на создание у клиента/партнера и т.
п. благоприятного впечатления о фирме и/или товарах (услугах),
производимых фирмой. Меры могут носить как явно рекламный характер
(размещение рекламных модулей), так и скрытый (внешний вид здания
фирмы, офисов, поведение и внешний вид сотрудников и т. п.). Более
подробно – см *список литературы
- Далее
– две истории по задействовании PR при выборе названий
- К специалистами
по PR одной из финансовых газет обратились представители недавно
созданной компании «МАШАГРО». Компания занималась производством
и распространением сельскохозяйственной техники и хотела выйти
на западный рынок. После рассмотрения всей представленной компанией
информации специалисты посоветовали руководству компании… сменить
название. И, действительно, согласно толкованию в словаре, «MASH
– n. (for brewing) сусло; (animal fodder) месиво, болтушка из
отрубей;…». Выходить с таким названием фирме на рынок англоязычных
стран, было бы, по меньшей мере, неразумно. Компанию пришлось
перерегистрировать.
Были в Литве два предпринимателя: Ананцев и Усманов (фамилии,
возможно, указаны неточно). Решили они заняться торговлей-перепродажей
бытовой техники. Заранее подготовились к трудностям при общении
с представителями компаний, т. к. знали, что высока конкуренция
и получить выгодные условия достаточно сложно. Однако очень часто
разговор происходил так: представитель читал документы, улыбался,
и почти сразу их подписывал. Представитель Sony, подписывая особо
крупный контракт на поставку, улыбнулся и сказал, что «он уважает
партнеров со здоровым чувством юмора". Удивленные предприниматели,
тем не менее, времени даром не теряли и скоро дела их пошли бойко.
Вот только после опубликования рекламных объявлений в местных
газетах в офисе фирмы стали раздаваться удивленные звонки. И именно
тогда пораженные Ананцев и Усманов узнали от звонивших, что название
фирмы «АнУс» (по началу фамилий) – есть не что иное как заднепроходное
отверстие.
- Сели,
призадумались – что делать? Но – контракты идут, продажи кипят,
с торговыми представителями фирм отношения отличные. Подумали
– и решили ничего не менять. Как говорится, «business first».
- Сложно
дать четкие правила «что и как» ДОЛЖНО быть в названии (слогане)
и т. п. Хорошие варианты иногда приходят спустя не один месяц
после начала работы. Приличные – в пределах месяца. Хорошие навыки
к выработке «рекламного мышления» может дать перевод и разбор
рекламных слоганов известных фирм, релизов выпускаемых в прокат
фильмов и т. п. Универсальных советов практически нет – однако
есть несколько моментов, на которые действительно стоит обратить
внимание при работе.
- ОБЩИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Использование имен типа www.zhopa.ru (также см. выше рассказ Анольцев-Усманов)
вряд ли оправданo – если это не является частью продуманной рекламной
кампании. Известным мастером словесных и изобразительных парадоксов
в РуНете является Арт. Лебедев (www.tema.ru, www.design.ru). Его
стиль может не нравиться, но он – работает. В общем случае названия,
несущие явно негативную окраску хотя бы в одном из смыслов, лучше
не использовать. Как известно, «бутерброд всегда падает маслом
вниз»
Конечно, хочется иногда назвать сайт просто «о себе, любимом».
Реклама на баннере www.da.ru звучала так: «Хочешь понятный адрес?
/ <далее длинный адрес на geocities.com, зачеркнут> / новый
адрес www.kolyan.da.ru». Оправдано это в том случае, если Вы не
планируете развития своего сайта до более серьезного проекта.
Имена, подобные «vasya2000», «petya00» и прочие имеют «ограниченный»
ресурс использования. Плюс подобных имен: подчеркнуто неформальный
характер сайта. Минусы: отпугивание «осторожных» и «серьезно-деловых»
гостей Сети. Альтернатива: использование nicknames, например dvk.promo.ru.
В данном случае легкий оттенок (ненавязчивость) названию сайта
придает ассоциация с ДВК – одним из первых советских ПК. Названия
вида www.because-we-can.com, конечно же, красивы. Выразить мысль
целой фразой чуть проще, чем одним-двумя словами :-) Попробуйте
сжать до 1 слова фразу «Я тебя люблю» – с сохранением смысла (при
тех же условиях) это невозможно.
- Работниками
паспортной службы СССР за время работы были зафиксированы имена
«Вилена» (Владимир Ильич Ленин), «Нинель» (читайте наоборот) и
даже «Цвет вишневого деревав мае» (!). Чтобы длинное имя сайта
запоминалось, его относительная привлекательность должна быть
примерно раза в полтора-два выше, чем близкого (по смыслу, идее)
короткого. При работе помните, что работаете Вы над названием.
Когда будете работать над слоганом – можете чуть развернуться.
|
|